Как белорусские фуры превращаются в российские

В решении проблемы ограничения числа дозволов на осуществление грузоперевозок между Россией и Европой белорусские автоперевозчики обращаются к переводу автомобильного парка под юрисдикцию России.

На сегодняшний день большинство автоперевозчиков России не могут полностью обслуживать внешнеторговые потоки товаров с Европой. Главной причиной этому является нехватка фур европейского стандарта. Однако это не особенно беспокоит транспортные организации, ведь внутренний рынок России вполне обеспечивает работой всех участников без необходимости регулярного обновления автопарка.

В то же время российским грузополучателям не принципиально, какой перевозчик доставит их товар – российский или зарубежный. Именно поэтому исторически сложилось так, что перевозчики из различных государств, включая Беларусь, активно борются за обслуживание внешних товарных потоков России. Главными конкурентами для Беларуси на данном рынке являются балтийские и польские компании. Так, автопарк Польши состоит из более чем 150 тысяч еврофур, что благодаря благоприятному финансовому и налоговому режиму делает сотрудничество с ними наиболее эффективным.

Существенно искажаются конкурентные условия для белорусов практикой квотирования разрешений, выдаваемых Министерством транспорта России. В то время как европейским перевозчикам двусторонние дозволы выдаются без ограничений.

По сведениям ассоциации международных экспедиторов и логистики «БАМЭ», в международных перевозках задействовано около 15 тысяч белорусских грузовиков. Одна фура за месяц совершает в среднем два рейса, а потому белорусским перевозчикам требуется по меньшей мере 30 тысяч разрешений каждый месяц. На практике же это число значительно ниже.

В частности, белорусская автокомпания, имеющая парк в 42 фуры, каждый квартал получает лишь около 110 дозволов (т.е. 36 в месяц). Поэтому по объективным основаниям в конце каждого квартала здесь случаются простои. Такая практика искусственно ограничивает белорусских автоперевозчиков. Для нормальной работы компании с парком свыше 50 фур вынуждены переводить часть машин в Россию. Часто происходит так, что в РФ появляется новая компания, в которой и регистрируются автомобили из Беларуси, после чего появляется возможность выполнять перевозки в неограниченном количестве.