Две дороги, два пути. Как будет развиваться рынок международных автомобильных грузовых перевозок?
Если бы образование Евразийского экономического союза состоялось, как планировалось изначально, то идея была бы вполне осуществима.
Если бы образование Евразийского экономического союза состоялось, как планировалось изначально, то идея была бы вполне осуществима. Но после того как в конце мая в Астане под документом оставили подписи главы трех государств – Беларуси, России и Казахстана, всем стало очевидно, что начало 2015-го не станет новой эрой для транспортников. Одного рынка как такового не образуется. И уже сейчас планируемые темпы роста транспортных услуг за рубеж кажутся чем-то из области фантастики.
Однако, несмотря на это, белорусская сторона старается достичь наилучших результатов и делает для этого все возможное. Например, планку правительства на 2014 год по экспорту будут брать путем максимально результативного использования иностранных разрешений. По крайней мере, об этом говорят сведения Ассоциации международных автомобильных перевозок (БАМАП).
Сейчас ведется работа по наращиванию объемов за счет поиска еще неосвоенных рынков сбыта. Не сбавляет скорость переоснащение транспортных предприятий современными машинами. Это тоже дает свой положительный эффект в экономическом плане.
По показателям прошлого года можно судить, что продажа услуг за границу за счет отечественных международных перевозчиков вносит ощутимый вклад в экономику страны. Отрасль внешней торговли развивается более стремительными темпами. Цифры поступления валютных ресурсов в бюджет страны, а это 1,133 миллиарда долларов, сработали на положительное сальдо – почти семьсот миллионов долларов, что обеспечило отрасли второе место.
Член совета Евразийской экономической комиссии Сергей Румас заявил, что у Беларуси пока есть договоренность лишь с российской стороной. Она заключается в упрощении рынка каботажных автоперевозок. Если в следующем году, как планируется, Российская Федерация передаст международным транспортным компаниям оставшиеся без распределения разрешения на перевозки в третьи страны и из них, то Беларусь обеспечит свои нужды. Дату, когда сформируется безразрешительная система с Астаной, пока никто не называет.
Как сказал председатель совета директоров ООО «Интертрансавто» Андрей Смоляр, нельзя зацикливаться на Казахстане. Надо искать новые дороги, чтобы в случае очередных шлагбаумов не оказаться «с носом». Территория Казахстана с точки зрения грузоперевозок любопытна транспортным компаниям, но не больше, чем другие страны восточного региона.
Глава «Интертрансавто» рассказал о своей точке зрения насчет сложившегося положения на рынке международных перевозок. Он констатировал, что экономические показатели на всем постсоветском пространстве растут не самыми стремительными темпами и что на фоне этого уменьшается и количество грузоперевозок. Итогом всего этого становится снижение фрахтовых ставок. К уровню прошлого года минус составил 25 %. В связи с тем, что расходы транспортных компаний на зарплаты штата сотрудников, топливо и другие нужды растут, доходы снижаются. Некоторые предприятия уже работают фактически в ноль.
Но вместе с тем нарастить объемы и наладить нормальную работу невозможно, потому что у страны нет необходимого количества разрешений на перевозки в третьи страны и обратно, подчеркнул господин Смоляр. На автомобиль, который перевозит грузы в Германию или Россию, приходится всего одно разрешение. Это крайне мало, поскольку потенциал превышает реальность в двадцать раз. А это значит, что у конкурентов из Европы на евразийском рынке все дороги открыты. К тому же если белорусский парк грузовиков насчитывает 15 тысяч авто, то польский и литовский в сумме – 200 тысяч. Завидное положение у соседей и в плане банковских займов. Ставки – от 2 до 4% годовых. А в нашей стране – начиная с 10%.
Как отметил Андрей Смоляр, ситуация такова, что улучшения положения дел в этом секторе ждать пока не приходится. И дальше есть два пути. Если с Казахстаном не удастся договориться, то белорусские компании рискуют «забуксовать» на месте. Если сработает обратная схема, то есть общий язык будет найден, то грузоперевозчики нарастят объемы и смогут увеличить парк техники. Что касается непосредственно ООО «Интертрансавто», то ежегодно увеличивать объемы услуг предприятие сможет на треть, а количество автомобилей всего за пару-тройку лет вырастет вдвое.
Не знаете с чего начать....